Воскресенье, 19.05.2024, 18:23
ГУП КК "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "РАССВЕТ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2010 » Май » 8 » Огонь славы, зажженный Великой Победой
Огонь славы, зажженный Великой Победой
20:18
Николай Петрович Бакланов родился и вырос в селе Трехсельском, здесь же учился в школе. В 1941 году окончил 8 классов, начал работать в колхозной комсомольской организации. Летним погожим днем, а было это 22 июня, местную молодежь отправили в село Успенское. Должно было состояться важное событие - вручение комсомольских билетов. Документы выдали, но ребят предупредили, чтобы они не расходились. Вот тогда, услышав речь Молотова о том, что на страну напала «вероломная Германия», они узнали страшную новость - началась война.
Все комсомольцы, как один, записались добровольцами на фронт. Но Николая Петровича для начала отправили на военную переподготовку в Марьино, там откапывали нефтепровод. Потом юношу назначили конно-нарочным при Успенском военкомате. Телефонной связи тогда не было, а информацию нужно было быстро доставлять из одного места в другое, это и было обязанностью Николая.
2 августа 1942 года начальник военкомата товарищ Красносвободцев дал Н.Бакланову срочный пакет. Николай и не знал тогда, что в нем лежали повестки на фронт для него, его отца и других трехсельцев…
В этот же день колонна двинулась на Кавказ. Шли через Пятигорск к селу Каякент в Дагестане. Здесь формировалась 317-я дивизия 773 артиллерийского полка.Месяц - учебная подготовка, потом - на фронт.
Первый бой дивизия приняла недалеко от Беслана, было это 6 октября 1942 года. Часть, в которой служил Николай Петрович, расположилась около сел Карджин, Старый Батакоюрт. Н.П.Бакланов был назначен линейным телефонистом.
Рано утром, на рас-
свете, с красным знаменем дивизия под командованием полковника Николая Шварева пошла в наступление. Завязался бой, вот и первые раненые. Нашим удалось занять немецкие траншеи и блиндажи. Но фашисты не сдавались так просто, на следующий день они пошли в атаку и попытались отбросить советские войска. Во время взрывов, пулеметных очередей оборвало линию, связь с командованием прервалась.
Капитан Константин Финогенов отдал приказ Николаю: «Дать связь! Во что бы то ни стало! Даже ценой жизни!» Пока наши огнем пытались подавить немецкую батарею, Н.Бакланов подбирался к месту обрыва линии:
- Я был так близко, - рассказывает Николай Петрович, - что видел противника метрах в пятидесяти от себя. Было страшно, но еще страшнее - не исполнить приказ.
Молодому бойцу все удалось. На следующий день Финогенов вызвал начальника связи дивизии и дал тому поручение: «Представить Бакланова к награде». Вот так, в первом бою, трехсельский юноша заслужил медаль «За отвагу».
В составе своей дивизии Николай Петрович прошел через весь Ставропольский край и Кубань. Везде продолжались наступательные кровопролитные бои.
- На территории Краснодарского края, - вспоминает Н.П.Бакланов, - было особенно тяжело. Нашей дивизии нужно было отрезать немецкие войска от черноморского побережья.
Путь лежал через такие населенные пункты, как Ленинградская, Павловская, Лебеди, Гривенская, Черноерковская, Славянск-на-Кубани. В том месте, которое сейчас называется Сопкой Героев, несколько дней шли сильные бои. Она много раз переходила в руки то советских, то фашистских войск. Те, кто сражался здесь, не знали, что местность потом назовут в их честь. Для них это была стратегическая высота «121,4 метра». После Сопки Героев дивизия двинулась дальше, через станицу Натухаевскую, Варениковскую, Темрюк и Тамань.
В 1942 году немцы по-
строили на пути следования советских войск оборонительную линию, которая символически связывала два моря - Черное и Азовское. Состояла она из минных полей, дотов и дзотов, противотанковых рвов. За прорыв этой оборонительной линии разыгрались ожесточенные бои.
Во время войны Н.П.Бакланов был дважды ранен. Первый раз - 3 марта 1943. Тогда выдался морозный день, немцы двинулись в наступление, Бакланову пуля попала в ногу, прошла, не зацепив кость. В медсанбате он побыл два дня с легким ранением, потом - опять в строй. Здесь же, на Кубани, Николай во время наступления попал под бомбежку вместе с напарником Иваном Сулиевым из Ставропольского края. Оба были ранены осколками. Раны затянулись - снова в атаку. В 1944 году он освобождал города Ужгород, Мукачево, Чоп, через Карпаты вышли к Братиславе. Потом - Будапешт, Вена, Йиглава. В последнем городе на юго-востоке Чехословакии Николай Петрович встретил Победу.
- Дня за три-четыре мы уже знали, что момент капитуляции Германии близок. В Чехословакии радиостанция «Свобода» постоянно передавала фразу «Война-капут». Офицеры в это время просили нас не высовываться, стараться сохранить жизнь, чтобы дождаться Победы. Официальное же сообщение было дано нам утром 9 мая. Радость-то была какая! Не передать!
Но война для Николая Петровича еще не закончилась. На построении объявили: «Мы разбили фашистскую Германию! Но нам сейчас противостоит империалистическая Япония». Дивизию перебросили в Москву. Потом отправили в сторону Японии. Николай Петрович дошел до Харбина. После сентября 1945 года он продолжил службу в Красноярске, Иркутске. Демобилизовался 6 марта 1947 года. За время своего боевого пути Н.П.Бакланов награжден медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые действия в Монголии».
Он до сих пор помнит имена и фамилии тех, кто служил рядом с ним - жителей Успенского района. По его просьбе назову всех: Петр Бублик, Иван Ковальчук, Григорий Долгий, Николай Антюшин, Василий Сливко, Павел Корнаушенко, Николай Примаков, Василий Щека, Иван Олейников, Иван Беззабаров, Николай Максимович и Николай Николаевич Дундуковы, Михаил Илюхин, Владимир Куткурло, Николай Вирвихвист, Петр Поминов, Иван Пащенко, Иван Питенко.
Вернувшись в Успенский район, Николай Петрович работал в колхозе «Победа Октября» секретарем парторганизации, прицепщиком, учетчиком в тракторной бригаде. В 1951 году после укрупнения трудился в колхозе «Имени III Интернационала». Занимался восстановлением радиолиний в селах. С 1964 по 1981 год работал кассиром, потом - в строительной бригаде. В 1984 году ушел на пенсию и еще 12 лет продолжал трудиться на водокачке.

Повзрослеть заставило горе
Иван Григорьевич и Аграфена Кирилловна Горбаенко поженились и уехали из Трехселья в поисках лучшего в Ставропольский край. Но там жизнь не сложилась. Решили вернуться обратно. Купили в Пантелеймоновском хатку, начали ремонт. К тому времени у них уже было двое детей - старший Стефан и Оля, на подходе был еще один малыш. На новом месте жизнь начинать пришлось с нуля. Но работы в этой семье не боялись, вскоре на свет появился Алексей, а потом и Евдокия. К моменту начала войны в доме росло четверо детей. В рассказах Оли это время предстает хоть и сложным, но счастливым. Первым грустным воспоминанием стал момент проводов отца на фронт. Была середина августа. Папа работал колхозным пастухом. В один из дней село переполошилось: «Почему это коров домой гонят раньше положенного времени?» Ответ нашелся быстро - пастуху передали повестку на фронт. Мама вела за руку Олю и младшего сына. Отец нес на руках восьмимесячную сестричку. Не понимала Олечка, почему Аграфена Кирилловна плачет, ведь с виду все хорошо. Не чувствовала, что с папой никогда больше не увидится. Отец был в эти минуты таким добрым, нежным, ласковым: обнимал, целовал деток, жену.
Жизнь без кормиль-
ца была трудной. В 1942 году мама сильно заболела, ее положили в больницу станицы Бесскорбной, дети остались под присмотром старшего брата, которому было тогда уже 16 лет, и родственников. С приходом немцев больницу оборудовали под госпиталь, больных отправили по домам. От папы весточек было немного, в одном письме он прислал фотографию из госпиталя. Оля тогда все спрашивала маму, куда девался отцов густой, черный, как смоль, чуб. Во втором письме в апреле 1943 года он сообщал, что их часть готовится к переправе в Керчи. Мама работать не могла. А тут еще и немцы оккупировали район. Вошли они и в дом семьи Горбаенко. Больная приподнялась на кровати. А немец свое талдычит: «Давайте яйца, молоко». Старенькая бабушка пошла в кладовку, сложила в фартук яйца, а от страха руки тряслись у нее так, что не смогла донести продукты фашистам. Яйца разбились.
Больше всех испугались дети:
- Братик маленький, - рассказывает Ольга Ивановна, - широко открытыми голубыми глазами смотрел на страшных гостей. А по щекам у него слезы градом катились. Подошел к нему немец, положил руку на голову и спрашивает, показывая на маму: «Матка? Матка?» Понял, наверное, что больная она, и сжалился над нами. Потом оставил на столе кусочек мыла, пять рублей и ушел.
В 1943 году здоровье мамы постепенно стало улучшаться. Но радоваться пришлось недолго. В колхозе в то время не хватало рабочих рук, поэтому всем селянам раздали по гектару пшеницы, люди косили ее вручную. Дали надел и Аграфене Кирилловне. Из последних сил женщина старалась сделать добро для фронта. В первый же день пошел дождь, А.К.Горбаенко почувствовала себя плохо. Ее привезли домой, и вскоре она умерла. Это было в июле, а в ноябре и старшего брата забрали на фронт. Остались дети сами. Дедушка с бабушкой были очень старыми, да у них и так было «семеро по лавкам», внуков брать было некуда. Не знали люди, чем собственную семью прокормить, не говоря уже о том, чтобы сирот приютить. В каждый дом в селе пришли голод и беда. Девятилетняя Оля осталась за старшую, ей нужно было заботиться о пятилетнем брате и сестренке, которой было немногим больше двух лет. Ни о каком детдоме или приюте речи не заходило. Питались тем, что соседи дадут и тем, что найдут - травой, другой зеленью. Чем могли, помогали слепые и больные старики.
Чтобы печь истопить, дети собирали сухую траву. Рядом с Олей всегда был младший Алешка. Малышка Дуся плакала, тогда дети ей на головку клали ручки, она успокаивалась и засыпала. Когда стемнеет, шли с жестянкой к соседям, просили углей. Мерзли, голодали. Повзрослели малыши быстро. Горе заставило. Весной стало им чуть легче, питались зеленью, неспелыми абрикосами. Олю, несмотря на юный возраст, взяли на работу в колхоз. Она успевала не только работать, но и учиться в школе. Правда, на занятия каждый день ходить не получалось - то на кукурузу заберут, то еще куда-нибудь отправят, где рук не хватало. С колхозного поля домой ничего брать не разрешалось. Но, так как Оля была самой маленькой, ее не проверял бригадир, а женщины прятали ей под одежду кочаны с кукурузой. Этим зерном питалась и она, и младшие Леша с Дусей.
Вскоре директора
школы назначили председателем колхоза. В конторе работать было некому, и он попросил Олю помогать ему здесь. Девочка согласилась. Получалось так, что летом она была в поле, зимой - счетоводом в конторе, делала годовой отчет. Постепенно жизнь налаживалась. Ольгу назначили звеньевой.
- Потом я встретила своего супруга, - продолжает рассказ Ольга Ивановна, -Николая Петровича Бакланова. Прожили мы уже не один десяток лет, вырастили пятерых детей: Татьяну, Светлану, Николая, Владимира и Виктора. Коли, к сожалению, уже нет в живых. Огромная радость для нас - внуки. Они все у нас окончили школу с медалями. Самый младший, Сережа, сейчас учится в восьмом классе - на «отлично».

Им не стыдно оглянуться назад. Две истории их жизней, наполненные горем, переплелись в одну - со счастливым концом.

Ю.ГАНЖА.

Просмотров: 637 | Добавил: rassvetusp | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024